Panasonic АТС или бесплатный Asterisk?

5
119

Что выбрать в качестве офисной мини-АТС? Panasonic АТС или бесплатный Asterisk? Сегодня я предлагаю поразмышлять над вопросом – Asterisk VS Panasonic, развеять некоторые мифы и взглянуть на реальность выбора. Вопрос, обозначенный в заголовке данной статьи, встает перед каждым системным администратором, которому руководство поставило задачу оснащения офиса современной системой связи. Дальновидному штатному компьютерщику хочется, чтобы можно было использовать IP-телефонию, запись разговоров, неограниченную конференцию, WEB-управление, личные кабинеты, интеграцию с CRM, и еще всякого и побольше! Руководству хочется, чтобы было все что нужно и желательно как можно дешевле. Все эти продвинутые функции присущи современным программным АТС. Но также всем известен факт, что готовые решения от солидных производителей стоят очень дорого. Но системный администратор знает, что на свете существует бесплатный Asterisk, который все это может и при этом ничего не стоит. И это самый главный миф, который прочно засел в головах сисадминов и потихоньку просачивается в головы руководителей. Итак, почему это миф и где реальность? Попробуем ответить на этот вопрос.

Типовое решение построенное на базе Asterisk

Для примера возьмем типовую задачу: нужно поставить систему связи на 20 абонентов, 8 IP-транков, 2 аналоговые телефонные линии. Короче говоря, типичный небольшой офис.

Что нужно для решения этой задачи:

  1. Компьютер серверного типа, предназначенный для круглосуточной работы в течение долгого времени.
  2. Установка операционной системы типа Linux.
  3. Установка какой-то сборки Asterisk.
  4. VoIP шлюз на 2 аналоговые линии.
  5. 20 IP-телефонов или VoIP шлюз на 20 аналоговых портов.
  6. Настройка и программирование всей системы.
  7. Подключение к сетям общего пользования и соответствующие настройки.

Попробуем оценить стоимость железа:

  1. Сервер – если приличный, то не ниже 30 000 руб.
  2. VoIP шлюз на 2 линии – считаем 4 000 руб.
  3. 20 IP-телефонов по 3000 руб. – 60 000 руб.

Итого: 94 000 руб.

Если использовать аналоговые телефоны, то при стоимости 20 портового шлюза в районе 30 000 руб. Все равно получится 64 000 руб. При этом, мы не посчитали стоимость стойки, патч-панелей, патч-кордов, системы бесперебойного питания и прочих радостей, без которых система толком работать не будет. Для нашего расчета это не важно, потому что эта часть нужна в любом случае, какой бы вариант системы мы не выбрали.

Как видим, бесплатный Asterisk оказался не таким уж и бесплатным.

А теперь самое интересное, особенно для руководителей: поскольку программный продукт Asterisk является свободно распространяемым, то в случае возникновения проблем в работе системы, ни один производитель не предоставит вам гарантии. На компьютер – пожалуйста, на шлюзы – не вопрос, а на систему? Казалось бы, кто ставил систему, тот пусть и решает проблему. Вроде бы логично, но по факту получается так, что ставит обычно сисадмин, а когда возникла проблема, оказывается, что он уже не работает в конторе и что он делал, какие пароли оставил себе, как все запрограммировал, никто не знает и в лучшем случае новый человек придет и начнет делать все заново. И все снова повторится, только некоторое время спустя.

Есть выход – изначально обратиться к компании, которая профессионально занимается установкой Asterisk для клиентов. Нормальный выход, только их работа стоит денег. Как правило, это в районе 10 000 руб. Итого в минимальном варианте мы получаем стоимость «бесплатной» системы не ниже 70 000 руб. При этом обратите внимание, вопрос гарантий так и не решен.


resume penguin

Есть еще один фактор, который следует учесть: поскольку Asterisk бесплатен сам по себе, то обычно им занимаются продвинутые сисадмины в виде случайных заработков, потому что к ним обращаются, чтобы решить вопрос подешевле, что приводит к тому, что не существует широкого круга профессионально подготовленных специалистов, всегда готовых выполнить любые работы, для которых именно Asterisk есть основной бизнес. То-есть продажа бесплатного Asterisk не является бизнесом со всеми вытекающими последствиями. Типичная ситуация для мира Open Source технологий, к которым и относится продукт Asterisk. Собственно, он так и задумывался, как решение «для себя».


Железка от Panasonic

Теперь давайте посмотрим, а что если использовать стандартную аппаратную платформу от Panasonic. Насколько дороже это будет и будет ли вообще дороже?

IP АТС Panasonic KX-NCP500 на указанную емкость, в случае использования аналоговых телефонов, будет стоить 49 000 руб. В случае 20 IP-телефонов – 106 000 руб.

Что мы наблюдаем? В случае аналоговых телефонов Panasonic дешевле, а в случае IP-телефонов практически в одной цене. При этом для расчета приняты цены на дешевые китайские SIP-телефоны для Asterisk и фирменные системные IP-телефоны Panasonic. Вопрос гарантии, обслуживания, ремонта или расширения у компании Panasonic решен на высшем уровне. Сервис Panasonic лучший в России!

Профессионально подготовленных специалистов – полно. В каждом крупном городе есть один или несколько региональных технических центров, в которых можно получить техподдержку или пройти обучение для последующего самостоятельного обслуживания системы. И самое главное, конкуренция среди этих специалистов довольно высока и это не дает расти стоимости их услуг.

Да, можно было бы сказать, что Asterisk намного более функциональная система. Раньше это так и было, но теперь это уже далеко не так. Есть некоторые функции, которые нужно будет дополнительно устанавливать в случае использования аппаратной АТС Panasonic, но сейчас все эти решения уже существуют и стоимость их вполне умеренная. Кроме того, нужно понимать, стоит ли вообще покупать функцию, которой не будешь пользоваться?

Таким образом, ответ на заданный вначале статьи вопрос не так однозначен и каждый руководитель сам должен принять решение о том, что ему выбрать: рисковый но более гибкий вариант на Asterisk, или стабильный, функционально достаточный и более дешевый вариант на базе АТС Panasonic. Решайте сами!

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Главное это стоимость владения и способность системы выполнять задачи завтрашнего дня. И во многом это зависит от опытности интегратора , внедряющего решение.

  2. В статье отображена очень однобокая позиция.
    Если берете Panasonic, то учтите, что будите ограничены во всем. Необходимо постоянно докупать лицензии на использование того или иного функционала(Например такая мелочь как musiconhold требует отдельных денег за лицензии и плеер(нет я серьезно), который подключается к ATS и проигрывает аудио файл). Ограниченность самой платформы, в упомянутой NCP-500, максимум 128 SIP+IP-C учеток и 64 внешних SIP транка, хотите больше — покупайте плату расширения и лицензии к ней. Конфигурация — это отдельный ад, да есть множество специалистов готовых настроить за деньги, но в итоге вы получаете "черный ящик", в котором сделать что-то сложнее подключения нового телефона без чтения заумной документации написанной тяжелым для понимания языком будет проблематично. И сколько лицензий не покупай вы останетесь ограниченными в нестандартном функционале.

    По стоимости телефонов и шлюзов тоже не соглашусь. SIP телефоны универсальные, их можно использовать вместе с практически любой ATS или как StandAlone устройства с SIP учеткой провайдера телефонии, при этом на хороших моделях присутствует возможность использования нескольких SIP линий, 3х-сторонняя конференция и различные варианты переадресации. В случае с IP-C телефонами, они работают только с Panasonic ATS(при том с определенными моделями), и при замене АТС подлежат замене.

    А сложность настройки asterisk — это миф. Предложенная система с 20 телефонами и 8 транками настраивается за сутки, можно даже с IVR и очередями вызова, если настраивать с нуля, то за неделю максимум. И все уложится в 50 строчек диалплана(без ivr и того меньше). И возвращаяь к документации, есть книжка "Asterisk — будущее телефонии", она меньше кирпича от Panasonic, а для настройки простейшей АТС даже не обязательно читать ее целиком. Да, если вы решите развиваться в области VoIP, то этой книжки будет не достаточно, но Asterisk снабжен примерами конфигурационных файлов для всех входящих модулей с подробными комментариями. Ресурсов посвященных настройке АТС великое множество.

    И на последок — главная ошибка администраторов, которые только начинают знакомиться с asterisk — использование web-конфигураторов, они излишне запутаны, создают избыточный dialplan и любят терять функционал.

    • Спасибо за комментарий, ваша критическая оценка поможет лучше разобраться в теме начинающим специалистам. Всегда рад видеть на страницах своего блога таких компетентных читателей, искренне желающих помочь советом и поделиться опытом со всеми!

  3. Помимо того, что Астерикс будет финансово выгоднее, как показано в расчётах, выбор платформы, по-большому счёту, лежит на техническом специалисте — системном администраторе. Как правило люди увлечённые, а среди нормальных сисадминов таких большинство, готовы разбираться в тонкостях и дебрях малопонятных вещей, повышая свой инженерный уровень и прибавляя к функционирующей системе всё новые и новые фишки. Если сисадмин именно из таких, то, однозначно, стоит брать Астерикс — это и финальный гибкий функционал для пользователей, и игрушка на многие часы для системного администратора, и сохранённый бюджет для директора.

  4. Как будто из моего рта слова выдернули! Согласен со всем вышесказанным. Нам, чтобы это понять, пришлось пройти тернистый путь от покупки астериска до его мучительной настройки, и 5-ти лет его использования. В один прекрасный день мы наконец таки выбрали платное решение от Oktell, это просто небо и земля! Причем, мы подсчитали, что по цене выходит практически столько же. Делайте выводы, господа!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь