rss vk ok facebook twitter

Что из себя представляет профессия интернет-маркетолога?

Профессия интернет-маркетолога – современная и востребованная на рынке труда. Потребность в сотрудниках данного профиля сформировалась в результате эволюции взглядов работодателей на продвижение своих товаров и услуг в глобальной сети Интернет. В наше время уже нельзя игнорировать возможности сети при маркетинговой поддержке существующего бизнеса или в процессе создания последнего. Но что именно входит в обязанности интернет-маркетолога, какие функции должен выполнять этот специалист, а какие выполняет на деле? Чего ожидать от вакансии с предложением работы интернет-маркетологу? На эти основные вопросы я и попытаюсь ответить в этом посте.

Специалисты, которые уже достаточно давно задействованы в области информационных технологий – следят за развитием индустрии в целом, и могут вспомнить былые времена. К таким специалистам я отношу и себя. За годы трудовой деятельности все больше поражаешься реалиям отечественного рынка труда, который переполнен неадекватностью по обе стороны трудовых баррикад.

Я не возьмусь повествовать, что такое классический маркетинг, на разном уровне сложности трудовых задач разнятся и требования к квалификации специалиста, к объему выполняемой работы. Очень часто работает схема: «поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». То же самое происходит и в сфере интернет-маркетинга. Это как переменная, которая принимает значения часто не в пользу того или иного работника.


resume professor

Интернет-маркетинг вобрал в себя схожие приемы классического, только поле деятельности сместилось на пространство глобальной сети. Объектом деятельности такого маркетолога в любом случае будет какой-либо веб-сайт, а это накладывает свои особенности. Именно из-за этой специфики, работа интернет-маркетолога так или иначе связана с информационными технологиями, а, следовательно, чем выше степень вовлеченности специалиста в премудрости создания и продвижения проектов в сети, тем выше его востребованность в данной профессии.


Обязанности интернет-маркетолога

интернет маркетолог обязанности

Современный работодатель совсем запутался в динамически меняющемся пространстве интернет-индустрии. Он ставит задачи и оценивает проделанную работу, но не всегда понимает какой именно специалист нужен ему, как называется его должность и какими инструментами должен владеть этот человек. Не так много учреждений, где есть консультант или начальник IT-отдела, который способен разобраться в этих вопросах. Кадровые агентства добавляют неразберихи и отсылают предложения PHP-программистам, SEO-оптимизаторам, системным администраторам, инженерам и простым маркетологам поработать в сфере интернет-маркетинга.

Система работает следующим образом. Работодатель, купившийся на рекламу многочисленных веб-студий, заказывает интернет-магазин. Воодушевившись идеей продавать через Интернет то, что плохо продается традиционным способом – оплачивает огромные счета за изготовление очередного шаблонного проекта, часто очень посредственного качества с программистской точки зрения (а также в плане верстки, дизайна, подбора хостинг-площадки и т.п.). Уже на этой, начальной для проекта стадии многие работодатели начинают прижимать средства, воспринимая сайт – как новый автомобиль, за который заплатили и теперь пора поехать с ветерком. Далее начинается целая вереница. На одной и той же должности, но с разными названиями успевают поработать по два месяца целые группы малоквалифицированных специалистов от начинающих PHP-кодеров до бывших секретарей-референтов. Узрев свой долгожданный интернет-магазин в «боевом состоянии» и полюбовавшись на него некоторое время, работодатель ищет того, кто сможет «научить» этот сайт продавать. И тут возникают самые комичные ситуации (комичные своими крайностями): от пустой растраты огромного рекламного бюджета, до полного отказа от раскрутки через вливание средств.

В вакансии интернет-маркетолога можно встретить следующие требования (все вместе или по отдельности):

  • создание интернет-магазина с нуля (самому или с привлечением внештатных программистов);
  • наполнение интернет-магазина товарами (заполнение карточек товаров изображениями, описанием продукции, дополнительными материалами);
  • работа с товарной матрицей, контроль за своевременным обновлением цен на сайте;
  • помощь в логистике;
  • консультирование других сотрудников по работе с сайтом;
  • работа с посетителями сайта;
  • поисковая оптимизация;
  • продвижение товаров и услуг предприятия в социальных сетях;
  • ежедневное наполнение сайта, написание текстов статей, умение писать продающие тексты;
  • выведение сайта на топовые позиции в поисковой выдаче;
  • создание баннеров, рекламных проспектов, открыток, конвертов;
  • тестирование сайта на юзабилити;
  • отслеживание эффективности работы сайта;
  • создание положительного облика компании в сети.

Этот неполный список обязанностей, которые часто встречаются в вакансиях интернет-маркетолога, показывает всю полноту сумятицы на современном рынке труда.

Работа интернет-маркетолога

интернет маркетолог работа

В идеале интернет-маркетолог должен выполнять несколько другую работу – это повышение конверсии, аналитика, повышение эффективности сайта и т.п.

Но в нашей отечественной действительности эта профессия обрела «особый шарм». На то есть причины, достаточно взглянуть на историю развития трудовых отношений в области создания и продвижения сайтов. Позволю себе дальше рассказывать в немного шутливой форме.

Раньше сайты создавались суровыми программистами, делали они это только ради денег, ибо внезапно иметь корпоративный сайт стало модно, а создавать сайты стало прибыльно. Эти мрачные технари осмеивали PHP и не утруждали себя созданием системы управления контентом. Владелец сайта просто не знал, что с ним делать. Как его изменить, добавить контента, какого-то функционала. Золотые времена для скупки дропов. Веб-мастер приходил на помощь к таким корпоративным сайто-владельцам. Это был период конца 90-х. Сайты тогда продвигались очень легко и такой специалист, как SEO-оптимизатор – еще не выделялся на фоне WEB-программистов.

Со временем стали появляться бесплатные CMS, что позволило управлять сайтом многим опытным пользователям. Это совпало с открытием большого числа веб-студий. В это время уже большинство сайтов было оснащено функционалом, достаточным для комфортного наполнения оных приличным объемом информации. Сайты-визитки постепенно стали уходить в прошлое, и на рынке труда стала востребована профессия контент-менеджера. Он не обязан был быть программистом или верстальщиком, а просто продвинутым пользователем Интернета.

Но аппетит приходит во время еды и перед контент-менеджером стали ставить задачи уровня «добавить к сайту интернет-магазин», «калькулятор услуг», «каталог товаров с фотогалереей». Не обладая необходимыми навыками в таких вопросах, контент-менеджер все чаще стал уходить в себя выступать в роли посредника между своим руководством и веб-студиями, программистами фрилансерами и т.п.

Сайты стали сложнее, красивее, информативнее. Теперь сайт стал чуть-ли не обязательной составляющей любой организации, ее представительством. Увеличилась конкуренция в рунете, и SEO-оптимизатор занял позиции передового специалиста, которым считается до сих пор. Опытные программисты, дизайнеры, оптимизаторы стали требоваться везде, что не могло не повлиять на рост стоимости их услуг. Такие специалисты уже не будут «протирать штаны» в офисной среде. Внезапно стало некому «забивать гвозди в голову» на планерках, такие спецы перешли на сдельную оплату труда.

Собственно, так и появился более универсальный специалист – администратор сайта, к тому же он был и есть типичной «офисной рыбкой». Администратор сайта стал справляться с широким перечнем обязанностей. Это до сих пор очень популярная должность. Администратор сайта выполняет рутинную работу по наполнению сайта, может подправить код, настроить модули, иногда разрабатывает новые функции и т.д.

Но администратор сайта своим трудом реальных покупателей не приводит, а, следовательно, за что ему платить?) При нарастающей популярности интернет-торговли, нужен еще более универсальный сотрудник, который знает что такое SEO и умеет применить свои знания на практике, имеет представления об интернет-маркетинге, или хорошо владеет и тем и другим. Так и появился интернет-маркетолог.

Мой пост описывает картину в достаточно мрачных тонах, возможно, такая ситуация имеет место быть не везде. Если ваш опыт доказывает обратное, пожалуйста, расскажите о нем в комментариях!

К этой статье добавлено 11 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *