Профессия интернет-маркетолога – современная и востребованная на рынке труда. Потребность в сотрудниках данного профиля сформировалась в результате эволюции взглядов работодателей на продвижение своих товаров и услуг в глобальной сети Интернет. В наше время уже нельзя игнорировать возможности сети при маркетинговой поддержке существующего бизнеса или в процессе создания последнего. Но что именно входит в обязанности интернет-маркетолога, какие функции должен выполнять этот специалист, а какие выполняет на деле? Чего ожидать от вакансии с предложением работы интернет-маркетологу? На эти основные вопросы я и попытаюсь ответить в этом посте.
Специалисты, которые уже достаточно давно задействованы в области информационных технологий – следят за развитием индустрии в целом, и могут вспомнить былые времена. К таким специалистам я отношу и себя. За годы трудовой деятельности все больше поражаешься реалиям отечественного рынка труда, который переполнен неадекватностью по обе стороны трудовых баррикад.
Я не возьмусь повествовать, что такое классический маркетинг, на разном уровне сложности трудовых задач разнятся и требования к квалификации специалиста, к объему выполняемой работы. Очень часто работает схема: «поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». То же самое происходит и в сфере интернет-маркетинга. Это как переменная, которая принимает значения часто не в пользу того или иного работника.
Интернет-маркетинг вобрал в себя схожие приемы классического, только поле деятельности сместилось на пространство глобальной сети. Объектом деятельности такого маркетолога в любом случае будет какой-либо веб-сайт, а это накладывает свои особенности. Именно из-за этой специфики, работа интернет-маркетолога так или иначе связана с информационными технологиями, а, следовательно, чем выше степень вовлеченности специалиста в премудрости создания и продвижения проектов в сети, тем выше его востребованность в данной профессии.
Обязанности интернет-маркетолога
Современный работодатель совсем запутался в динамически меняющемся пространстве интернет-индустрии. Он ставит задачи и оценивает проделанную работу, но не всегда понимает какой именно специалист нужен ему, как называется его должность и какими инструментами должен владеть этот человек. Не так много учреждений, где есть консультант или начальник IT-отдела, который способен разобраться в этих вопросах. Кадровые агентства добавляют неразберихи и отсылают предложения PHP-программистам, SEO-оптимизаторам, системным администраторам, инженерам и простым маркетологам поработать в сфере интернет-маркетинга.
Система работает следующим образом. Работодатель, купившийся на рекламу многочисленных веб-студий, заказывает интернет-магазин. Воодушевившись идеей продавать через Интернет то, что плохо продается традиционным способом – оплачивает огромные счета за изготовление очередного шаблонного проекта, часто очень посредственного качества с программистской точки зрения (а также в плане верстки, дизайна, подбора хостинг-площадки и т.п.). Уже на этой, начальной для проекта стадии многие работодатели начинают прижимать средства, воспринимая сайт – как новый автомобиль, за который заплатили и теперь пора поехать с ветерком. Далее начинается целая вереница. На одной и той же должности, но с разными названиями успевают поработать по два месяца целые группы малоквалифицированных специалистов от начинающих PHP-кодеров до бывших секретарей-референтов. Узрев свой долгожданный интернет-магазин в «боевом состоянии» и полюбовавшись на него некоторое время, работодатель ищет того, кто сможет «научить» этот сайт продавать. И тут возникают самые комичные ситуации (комичные своими крайностями): от пустой растраты огромного рекламного бюджета, до полного отказа от раскрутки через вливание средств.
В вакансии интернет-маркетолога можно встретить следующие требования (все вместе или по отдельности):
- создание интернет-магазина с нуля (самому или с привлечением внештатных программистов);
- наполнение интернет-магазина товарами (заполнение карточек товаров изображениями, описанием продукции, дополнительными материалами);
- работа с товарной матрицей, контроль за своевременным обновлением цен на сайте;
- помощь в логистике;
- консультирование других сотрудников по работе с сайтом;
- работа с посетителями сайта;
- поисковая оптимизация;
- продвижение товаров и услуг предприятия в социальных сетях;
- ежедневное наполнение сайта, написание текстов статей, умение писать продающие тексты;
- выведение сайта на топовые позиции в поисковой выдаче;
- создание баннеров, рекламных проспектов, открыток, конвертов;
- тестирование сайта на юзабилити;
- отслеживание эффективности работы сайта;
- создание положительного облика компании в сети.
Этот неполный список обязанностей, которые часто встречаются в вакансиях интернет-маркетолога, показывает всю полноту сумятицы на современном рынке труда.
Работа интернет-маркетолога
В идеале интернет-маркетолог должен выполнять несколько другую работу – это повышение конверсии, аналитика, повышение эффективности сайта и т.п.
Но в нашей отечественной действительности эта профессия обрела «особый шарм». На то есть причины, достаточно взглянуть на историю развития трудовых отношений в области создания и продвижения сайтов. Позволю себе дальше рассказывать в немного шутливой форме.
Раньше сайты создавались суровыми программистами, делали они это только ради денег, ибо внезапно иметь корпоративный сайт стало модно, а создавать сайты стало прибыльно. Эти мрачные технари осмеивали PHP и не утруждали себя созданием системы управления контентом. Владелец сайта просто не знал, что с ним делать. Как его изменить, добавить контента, какого-то функционала. Золотые времена для скупки дропов. Веб-мастер приходил на помощь к таким корпоративным сайто-владельцам. Это был период конца 90-х. Сайты тогда продвигались очень легко и такой специалист, как SEO-оптимизатор – еще не выделялся на фоне WEB-программистов.
Со временем стали появляться бесплатные CMS, что позволило управлять сайтом многим опытным пользователям. Это совпало с открытием большого числа веб-студий. В это время уже большинство сайтов было оснащено функционалом, достаточным для комфортного наполнения оных приличным объемом информации. Сайты-визитки постепенно стали уходить в прошлое, и на рынке труда стала востребована профессия контент-менеджера. Он не обязан был быть программистом или верстальщиком, а просто продвинутым пользователем Интернета.
Но аппетит приходит во время еды и перед контент-менеджером стали ставить задачи уровня «добавить к сайту интернет-магазин», «калькулятор услуг», «каталог товаров с фотогалереей». Не обладая необходимыми навыками в таких вопросах, контент-менеджер все чаще стал уходить в себя выступать в роли посредника между своим руководством и веб-студиями, программистами фрилансерами и т.п.
Сайты стали сложнее, красивее, информативнее. Теперь сайт стал чуть-ли не обязательной составляющей любой организации, ее представительством. Увеличилась конкуренция в рунете, и SEO-оптимизатор занял позиции передового специалиста, которым считается до сих пор. Опытные программисты, дизайнеры, оптимизаторы стали требоваться везде, что не могло не повлиять на рост стоимости их услуг. Такие специалисты уже не будут «протирать штаны» в офисной среде. Внезапно стало некому «забивать гвозди в голову» на планерках, такие спецы перешли на сдельную оплату труда.
Собственно, так и появился более универсальный специалист – администратор сайта, к тому же он был и есть типичной «офисной рыбкой». Администратор сайта стал справляться с широким перечнем обязанностей. Это до сих пор очень популярная должность. Администратор сайта выполняет рутинную работу по наполнению сайта, может подправить код, настроить модули, иногда разрабатывает новые функции и т.д.
Но администратор сайта своим трудом реальных покупателей не приводит, а, следовательно, за что ему платить?) При нарастающей популярности интернет-торговли, нужен еще более универсальный сотрудник, который знает что такое SEO и умеет применить свои знания на практике, имеет представления об интернет-маркетинге, или хорошо владеет и тем и другим. Так и появился интернет-маркетолог.
Мой пост описывает картину в достаточно мрачных тонах, возможно, такая ситуация имеет место быть не везде. Если ваш опыт доказывает обратное, пожалуйста, расскажите о нем в комментариях!
Статья чума! Я скажу, что описали вы развитие интернет маркетинга мягко, и без русского словца))))) Вот это выдержка! Я сначала жутко переживала что работодатели не понимают кто такие маркетологи и интернет маркетологи, а сейчас читая вакансию даже смеюсь разнообразию неумелых функций, которые приписывают к данной профессии)))))))))
Спасибо за статью!
Очень много для себя прояснила т сделал вывод, что хочу быть Интернет-маркетологом. Прошу Дайте совет, как быстрее освоить азы профессии? С чего начать? Что лучше самообразование или онлайн-курсы?
В итоге какими конкретными основными навыками должен обладать востребованный интернет-маркетолог? Оптимизация по-любому один из них?
По-сути, интернет-маркетолог это даже больше чем SEO-оптимизатор и, естественно, поисковая оптимизация во всех своих видах и предтечьях одна из обязательных областей знаний и умений для этого специалиста.
Я и есть тот интернет-маркетолог, который выполнял всю выше описанную работу. Но мой руководитель на этом не остановился. Потом на меня повесили наружку, полиграфию и функции завхоза. И я должна была гордиться оказанным доверием. Да пошли вы, подумала я, и ушла в декрет ?
К сожалению, это правда жизни, сейчас интернет-маркетолога в чистом виде, то-есть работающего исключительно онлайн, практически не существует, добавились наружка, полиграфия и прочие обязанности менеджера по рекламе или обычного маркетолога. Но есть другая сторона монеты, теперь от всей линейки специалистов, организующих продвижение товаров и услуг, требуются необычные для них в прошлом познания, например, работа с контекстной рекламой, хотя бы через контрагентов. В тяжелых случаях это касается даже менеджеров по продажам, которые вынуждены размещать товары на сайте и т.д. Не расстраивайтесь, удачи вам в воспитании ребенка!
Могу с уверенностью сказать,что что статью писал , не просто профессионал, а инетернет-маркетолог с довольно приличным опытом. Только вот, путать его с оптимизатором, не стоит.Это самая распространенная ошибка многих работодателей. Лично я бы, связал эти "2 составляющие" в единое целое. Они не смогут продуктивно работать друг без друга, а без них, сайт просто умрет, или будет работать в убыток.Настоятельно бы советовал прочесть эту статью всем амбициозным работодателям,а если нужно, то несколько раз.Это при том условии, что они заинтересованы в высоких продажах.Самое главное, конечно, это вникнуть в ее суть. А когда суть станет понятно, отношение к таким специалистам, кардинально изменится.
Ну почему же в мрачных тонах, это реалии но… При чтении статьи складывает впечатление, что "интернет-маркетолог" — это одно единственное ключевое звено, но таки стоит говорить о том, что те самые звенья, которые описывались до него, ни куда не ушли и занимаются своей работой. На личном опыте убедился, что один человек не может создавать, наполнять, администрировать, оптимизировать и раскручивать сайт, нехватка времени и знаний. Я начинал со статического сайта, делал все сам вручную, потом перешёл на CMS. Удобнее, легче, но всё не успеешь, поэтому "сделать — наполнить — оптимизировать — раскрутить — продавать" сайт — это задача целой команды высококлассных специалистов, в которую и входит интернет-маркетолог.
Интернет-маркетолог – это не администратор сайта, но он не является также и менеджером по продажам, и было бы наивно ожидать от него сиюминутных результатов. В тоже время большинство компаний малого бизнеса не могут позволить себе оплачивать работу специалиста в течение долговременного периода, в ожидании результатов от маркетинговых мероприятий. Поэтому, на мой взгляд, ключевая задача интернет-маркетолога сегодня – это лидогенерация, т.е. создание потока потенциальных клиентов. Такой подход делает интернет-маркетолога одним из ключевых специалистов компании.
Наконец-то встретилась статья которая внесла хоть какую-то ясность в эту мешанину. И ведь действительно в сфере интернет технологий такая каша с профессиями и задачами специалистов. Что человеку который например должен заниматься версткой сайтов, приписывают все обязанности СЕОшника а порой и дизайнера и т.д. Это такая некоторая попытка сэкономить на группе специалистов работающих в команде,и завести одного человека который будет творить…как говорится , что лучше для работодателя заплатить 5 зарплат или одну?! В общем статья очень полезная, прочитало бы ее как можно больше работодателей…
Интересный у вас получился экскурс в историю профессии, реалистично и без бредовых выводов руководителей кадровых агентств. Лично я жила и работала по профессии маркетолога, а затем и интернет-маркетолога в двух городах, сперва в Красноярске, где рынок труда развивался в точности как вы описали, а затем в Нижнем Новгороде, где складывались немного другие традиции.