День добрый, уважаемые посетители и подписчики моего блога! Сегодня мы поговорим о создании интернет-магазина с позиции владельца уже существующего бизнеса или других заинтересованных лиц. Да, это статья именно для начинающих онлайн предпринимателей, или тех кто планирует стать таковыми. Так как статья ориентирована именно на предпринимателей, поэтому я не буду уделять внимание информации сугубо технического свойства, касающейся подбора хостинга, методик создания сайта и т.п. Можно сказать, что этот пост продолжение моей предыдущей статьи интернет-магазин для фирмы, в которой я рассмотрел несколько актуальных и спорных вопросов онлайн торговли в целом. Пора поговорить непосредственно о процессе создания вашей новой торговой площадки в Интернете.
Надо сказать современный предприниматель обделен методической информацией, очень мало актуальной литературы и статей в блогосфере по созданию интернет-магазинов, то-есть полно книг и статей с копипастой банальных рекомендаций: «выберите хороший виртуальный хостинг», «выберите движок для магазина», «установите кнопку Google+», но мало реально грамотных разъяснений. Это не удивительно, делиться реальным успешным опытом бесплатно никто не хочет, а неудачный опыт, который предостерегает и не менее полезен, пошагово описывать станет только нытик, да и будет ли кто вообще? Но стоп, я заговорил как продавец инфоресурсов)
Особенно «убивает» эта кнопка Google+, установку на сайт которой дилетанты выделяют чуть ли не в отдельный пункт в своих статьях. Своими корнями эта инструкция уходит в официальные рекомендации Google для вебмастеров, что хоть и нарочито, но вполне логично для корпорации, которая продвигает свою социальную сеть. Западные блогеры зачитываются официальной документацией, а к нам эта банальщина перебирается в виде бездумных переводов западных статей и выливается в бесконечную копипасту одного и того же!
Несколько способов создания интернет-магазина
- Самый простой, ныне самый популярный и одновременно самый спорный способ – это выбор в пользу SaaS-платформы. Это так называемый интернет-магазин на сервисе. Смысл в том, что ваша сторона не отвечает за содержание сервера (хостинг площадки) и за программный код самого магазина.
К системе прикручивается ваш собственный домен, или предлагается использовать домен третьего уровня, думаю, в наше время уже не нужно объяснять разницу. Дизайн можно выбрать из нескольких предустановленных тем, оставить в чистом виде или подвергнуть кастомизации (переверстать). Расширение и модификация функционала, например, работы модулей платежных систем или модулей расчета стоимости доставки, полностью в зоне ответственности владельцев платформы. Функционал, как и объем дискового пространства для ваших данных, может зависеть от выбранного тарифа. Кроме обращения в техподдержку вы никак не сможете повлиять на работу всей системы, то-есть получаете услугу как есть со всеми преимуществами и недостатками.
Это все конечно здорово, но вместе с тем вы получаете и негибкий функционал, рассчитанный на широкий контингент, только типовые решения. А вдруг вам необходима мультивалютная корзина с автоматическим пересчетом на рубли, согласно последнему курсу, который раз в сутки обновляется с сайта Центробанка? Можно забыть про такие фичи, как разные валюты для разных групп или даже единиц товаров с автоматическим пересчетом на рубли, валюта будет меняться для всего магазина. А если вы хотите получать прайс от одного поставщика в долларах, от другого в евро, от третьего по внутреннему курсу условных единиц и все это собирать в единой базе, а на сайте отображать в рублях? В период резких колебаний курса, мало кто захочет раз в неделю изменять цены всей товарной матрицы вручную, поэтому цены на таких площадках всегда в неактуальном состоянии.
Но главное зло таких платформ — это правовая сторона вопроса, в договоре можно узнать много нового и теоретически вообще потерять свой сайт (не путать с доменом) без объяснения причин, по целому ряду причин содержимое вашего аккаунта могут просто удалить безвозвратно. Правда такие случаи бывают редко, так как владельцы платформы хотят зарабатывать, а не удалять ваши сайты, по этой же причине ничто не мешает им поднять расценки по вашему тарифу. Ярчайшие представители это: Tiu.ru и AllTrades.ru
- Один из самых распространенных способов создания интернет-магазина, это обращение в специализированное сообщество или даже организацию — веб-студию. Тамошние специалисты организуют и проведут весь цикл разработки с целью реализации вашего теоретического проекта, который вы опишете в виде техзадания, в которое вас же и будут «тыкать» в случае банальной некомпетентности собственных разработчиков.
Все проблемы в работе вашего сайта будут списаны на ошибки в техзадании и устраняться за дополнительную плату. Именно по этому одним из самых распространенных требований при приеме на работу интернет-маркетолога стало умение грамотно составлять ТЗ, что по определению не может сделать человек не владеющий азами веб-разработки, а тот кто ими владеет уже не будет тратить уйму времени на ТЗ, а все хотя бы попытается сделать сам. Сайт вам конечно же предложат создать на легендарной CMS 1С-Битрикс, основным из достоинств которой является партнерская скидка для веб-студий, это очень похоже на ситуацию со строителем, который хочет нажиться на заказчике, указав в смете завышенную стоимость строительного материала.
Качество сайтов получается сносное, правда дизайн всегда отдает «казенщиной», мало кто может на потоке создавать по настоящему уникальные проекты. Стоимость проекта будет сопоставима с годовой компенсацией труда среднестатического веб-разработчика. Но просто сайты уже не делает никто, все хотят получать регулярный а не разовый доход. Студия обязательно предложит комплект услуг или даже целый тариф на обслуживание сайта, ведение и продвижение. Условия могут быть как вполне приемлемыми, так и откровенно грабительскими. Многие учреждения работают по принципу: возьмем деньги, а если клиент догадается что мы ничего не сделали, тогда просто вернем их ему. В этом и есть великий секрет популярных акций с гарантией результата)
Однажды мне «посчастливилось» присутствовать в качестве гостя на тренинге для начинающих сетевых бизнесменов, я был потрясен сколько там присутствовало людей, которые заплатили не малые деньги. Вся эта армада безработных «предпринимателей» с огоньком в глазах смотрела на малограмотного консультанта, который рассказывал им о преимуществах системы 1С-Битрикс именно на начальных стадиях проекта и именно для таких новичков, которым особенно важно с самого старта работать только с лучшими инструментами для создания интернет-магазина. Не выдержав этого издевательства над людьми, которые отдали свои, возможно, последние деньги в надежде открыть для себя тайну создания интернет-магазина и наконец-то обрести благополучие, я демонстративно вышел из помещения.
- Разработка с привлечением фрилансера, специалиста со сдельной оплатой труда.
Тут все зависит от того, готовы ли вы доверить создание вашего интернет-магазина временщику? Возможно в последствии вам придется привлекать для внесения правок разных специалистов с разным уровнем компетенции. А почему бы и нет? Ведь мы еще не знаем сколько наш проект «продержится на плаву», да и расценки фрилансеров более чем удобоваримы. Поиск таких специалистов осуществляется на специализированных биржах труда, попробуйте ввести в поисковую строку фразы «фрилансер» или «веблансер» и вы уведите самые популярные биржи удаленной работы.
- Для серьезных организаций не лишним будет иметь опытного специалиста в штате, да и не одного, для реализации действительно достойного проекта.
Как правило это связка: фронтенд разработчик — он отвечает за дизайн, верстку и клиентское программирование; веб-программист — его зона ответственности программный код самого приложения, бизнес-логика; сео-оптимизатор — занимается продвижением веб-сайта и интернет-маркетолог — отвечает за реализацию маркетинговой стратегии компании в Интернете. Но на рынке труда вполне можно отыскать и универсального специалиста, правда не стоит перед ним ставить заоблачные задачи, так как все лучшие специалисты уже создали свои интернет-магазины или другие прибыльные сетевые проекты и не нуждаются в работе.
Конечно если говорить об онлайн торговли в целом, а не просто о способах создания интернет-магазина, тогда можно упомянуть специализированные форумы для организации популярных совместных закупок. Но первый по популярности способ, он же и самый посредственный, это хаотичная и неофициальная торговля в социальных сетях. Да, это те самые симпатичные девушки в розовых спортивных костюмах и лакированных туфлях, которые добавляются к нам в «друзья» и предлагают свой ограниченный ассортимент товаров широкого потребления. Аудитория такого «предпринимателя» это «друзья» и подписчики в социальных сетях.
Кстати, владельцы групп и страниц в социальной сети ВКонтакте теперь могут лицезреть следующее объявление: «Группам и публичным страницам ВКонтакте стал доступен новый инструмент «Товары», с помощью которого в Вашем сообществе можно открыть интернет-магазин». До этого можно было только информировать подписчиков о новых поступлениях в виде ссылки на карточку товара в своей электронной площадке.
А вот чего не стоит делать, так это поручать создание онлайн-магазина менеджерам по продажам, директорам по развитию и прочим заинтересованным лицам. Ваш менеджер по продажам способен продать несколько силовых установок на выставке, но не стоит доверять ему организацию интернет-магазина, он постоянно будет концентрироваться на объемах продаж и прочих категориях, которые в Интернете достигаются совсем по другому принципу. Но это уже совсем другая история!